Записи о чае 2

Записи о чае 2

Чайная традиция в эпоху Сун.

При династии Сун все области культурной, духовной и общественной жизни Китая испытали на себе сильное влияние нового учения о Дао-Пути: неоконфуцианства. Это направление было сформировано стараниями таких деятелей, как Чжу Си и Чжоу Дуньи,переосмысливших старое наследие Кун-цзыи давших ему новое толкование в свете знакомства с буддизмом. Отправным пунктом неоконфуцианства (или Школы Изучения Дао) являлся все тот же Первопринцип явлений (ли), проявляющий наличие всех вещей из всеобщего отсутствия. Только в отличие от даосизма и буддизма этот первопринцип воплощал в себе нравственный мироустроительный закон. Человек должен был следовать высшему Принципу, чтобы в согласии с ним организовать свою жизнь и деятельность в социуме. Этим достигалось претворение небесного порядка.

Тем самым,первоначальное учение Конфуция углубилось и получило новые оттенки. Если положение новой школы о том, что «принцип одной вещи тождественен всему множеству вещей» еще было созвучно даосизму и буддизму, то реализация этого принципа в сфере человеческого общества стало принципиально иным восприятием духовности.

Довольно быстро неоконфуцианство породило и свежие эстетические пристрастия,пустившие глубокие корни в бытовой среде обитателей Поднебесной. Это была эстетика «безыскусного изящества» и«искусной простоты». Коснулась она и чайной области, трансформировав не только ритуал чайной церемонии, но также чайную утварь и чайный интерьер. Стремясь подчеркнуть в многообразии мировых образов преобладающую функцию Принципа,сунская художественная стилистика делала акцент на проявлении великого в неприметном, но вносила в него некий поэтический оттенок.

Для проведения чаепитий стали строить специальные чайные домики или павильоны на берегах рек и в окружении деревьев. Их могла посещать как знать, так и бедные слои населения. Важным атрибутом чайного действия стал звуковой фон. Теперь приготовление напитка и само чаепитие сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, таких как цирта или лютня,а также декламацией стихов о природе.Знаменитый поэт Су Дунпо даже советовал готовить чай только лунной ночью и под звон колокольчиков далекого монастыря,который должен был тихим эхом расходиться среди деревьев. Все эти элементы вносили волнующую глубину в чайный процесс,неуловимо приводя сердце человека в резонанс с ритмом небес. Чаю посвящались многочисленные стихи, песни, книги и картины.

При Сунской династии поменялся и способ приготовления чая. Чайные листья стали размалывать в порошок на маленьких каменных мельницах.Потом их заливали кипящей водой и взбивали бамбуковой кисточкой для того,чтобы чай загустел. Интересно, что эту новацию дзэнский монах Эйсай привез из Китая в Японию, где она быстро обрела статус канонической традиции. В тот же самый период появился и цветочный чай.Его начали делать из частично ферментированного чайного листа,пропитанного ароматом цветов.

Большим новшеством стало и возникновение так называемых «чайных соревнований».Сунский писатель Фань Чжунъянь в своей«Песне о байховом чае» подробно отразил все особенности и характер этих народных мероприятий, принявших вскоре всеобщий масштаб. В соревнованиях по чаю, прежде всего, оценивалось искусство создания чайной пены, которая взбивалась на поверхности настоя. Сама возможность получения пены стала реальной потому,что принципиально изменился способ заварки напитка: воду теперь заливали в чашки с чайным порошком и взбивали.Важной эстетической составляющей сделалось созерцание искрящейся пены,изучение ее оттенков и очертаний.

Но наряду с неоконфуцианством, обогатившим облик классической чайной культуры, дальнейшее развитие при Сунах получили и старые духовные традиции: даосизм и буддизм.В буддизме поистине всекитайский характер приобрела концепция Чистой Земли (Цзинту), базировавшаяся на культе Будды Амитабхи. Это направление предлагало человеку более быстрый путь к освобождению,чем изнурительная медитативная практика.Через повторение имени Будды Бесконечного Света адепт обретал так называемую«силу другого», то есть опору, позволяющую перешагнуть порог страданий и перенести свое сознание в блаженные земли вечного мира. Формы практики в школе Цзинту разделялись на внешние и внутренние,что соответствовало возможностям и потребностям самых разных слоев населения с разной духовной организацией. Как и в чань-буддизме, порядок ритуализованных чаепитий стал в традиции Будды Амитабхи важным сопутствующим фактором деятельности школы, хотя имел здесь, скорее,вспомогательное значение. И все же, в частных беседах наставники разъясняли своим последователям потенциальную силу чайного процесса, способного подвести человека к уровню исчезновения«Я». Ослабляя привязку к собственной личности и ее местоположению в мировом пространстве, правильно воспринятый чайный напиток мог направить практикующего в ту беззаботную область существования,где каждое место уже являлось блаженной чистой землей бесконечного света, а человек становился неисчерпаемым в своих природных свойствах пробужденным существом.

Изменения в означенный период не обошли стороной и даосизм, где как раз в 12-13 вв. происходит окончательной становление Внутренней Алхимии (Нэйдань), получившей детально выверенную доктрину, и угасание алхимии внешней, лабораторной, которая основывалась на применении металлов, минералов и химикалий. При Сунской Династии вся даосская традиция разделяется на две основных школы, возводящие себя к легендарному бессмертному Люй Дунбиню.Это Цюань Чжэнь Цзяо (Школа Совершенной Истины), основанная Ван Чунъяном и Цзинь Дань Дао (Путь Золота и Киновари),созданная стараниями Чжан Бодуаня. На ряду с применением методов по выплавлению пилюли бессмертия, которые активно задействовали соки и тонкие энергии человеческого тела, даосские адепты этих школ продолжили тесную работу с чайным напитком. Сам статус чая и теория его использования также подверглись видоизменению. Теперь чай стал рассматриваться как важный элемент алхимического процесса, который можно было применять для получения Эликсира.Согласно чайной концепции даосизма сунского времени два основных составляющих чайного напитка - лист и вода - были определены как ртуть и свинец, то есть ингредиенты, производящие при своем взаимодействии бессмертный зародыш(сань тай) в теле практикующего адепта.Чайный лист соотносился также с природной или духовной сущностью (син) и сердцем в человеческом организме, вода - с жизненностью (мин) и почками. Таким образом, соединение этих полярных(инь-ян) компонентов, которое образно называлось «встречей Дракона и Тигра»,прокладывало прямой путь к просветлению и обретению духовного бессмертия.

Проанализировав эти примеры внедрения новых духовно-культурных тенденций в развитие чайного дела династии Сун, можно сделать один важный вывод. На всем протяжении своего становления чайная традиция Китая как губка впитывала в себя все наиболее значимые открытия в духовном мире Поднебесной и служила, своего рода,отражением всех этапов бесконечного поиска истины человеком. Но при этом сама она, в значительной степени,способствовала характеру этих поисков и часто могла определить их направление.Уникальная специфика такого взаимообусловленного воздействия позволяет нам сегодня найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями традиционной китайской культуры.