Записи о чае
Записи о чае
Смысл чайной практики.
Древняя традиция Чайного Пути (Ча Дао)изначально ориентирована на достижение человеком той особой озаренности ума,в которой происходит безболезненное слияние субъекта и объекта.Смысл чайного самадхи всегда заключался в устранении всех проти-воположностей,составляющих содержание человеческой жизни.Когда восприятие не ог-раничено двойственностью ума,мы способны видеть чистую реальность.Путь чая веками предоставлял возможность освободить сознание от привычной склонности разграничи-вать вещи и закреплять за ними безжизненные понятия.В этом чайная практика созвучна древним методам культивирования сердца и духа.
Если мы постигаем вкус,а соответственно,суть чайного напитка непосредственно,без всякого разделения на того,кто его потребляет и то,что потребляется,достигается вхожде-ние в само действо процесса,не имеющего ни начала,ни конца.Если мы даже не стремим-ся к осмыслению самого факта чаепития,а просто пребываем в этом факте без остатка-нам становится доступным переживание истины нашего настоящего.Эта истина целиком очищена от всех целей и намерений.Пространственно-временные связи не могут здесь проявить себя,но появляется живая возможность узнать путь древних мудрецов.Из опыта нашего прямого взаимодействия с чаем зарождается пробужденное видение реальности.
Чайная традиция восходит к доисторической эпохе становления государственности в Китае.Но она всегда оставалась важной составляющей всех практик самосовершенствова-ния.Первоначально важность ее оценили даоские отшельники.Они тесно сочетали чай-ное действо с техниками внутреннего созерцания.Пришедшие позже последователи Буд-дийского Закона и вовсе расширили само значение чайного пути,преобразовав его в прак-тику реализации одномоментного самадхи.С тех пор проникновение в сущность чайного процесса стало равнозначным освобождению человеческого сознания.Оно давало потен-циальную возможность устранить все оппозиции вещей,а также избавить ум от обуслов-ленности как внешними формами жизни,так и внутренним потоком эмоциональных пере-живаний.
Дух чая наделен удивительным качеством преображения восприятия,превращая его из мирского в сакральное.Стирая ярлыки и понятия явлений,он возвращает их в лоно среди-нности,где все общемировые связи пребывают в изначальной гармонии.Так посреди на-шей повседневной обыденности незримо проступает облик великого Дао-Пути,не знаю-щего противоречий.
Взаимодействуя с сутью чая внутри единого процесса,не отмеченного никакими причи-нами,мы открываем для себя подлинное бессмертие каждого нашего мгновения жизни. Ведь теперь эти мгновения не цепляются за образы ушедшего прошлого и не устремляют-ся в неясное будущее.Есть только то,что есть сейчас и здесь-в каждом движении,в каждом глотке.Все предметы нашего привычного окружения внезапно обнаруживают признаки абсолютного совершенства.Каждая неприметная прежде деталь проявляет полноту свой-ств всех мировых явлений.Но эти предметы перестают быть «предметами».Их никак не-возможно применить или использовать,поскольку они пронизаны живым непосредствен-ным бытием.Они теперь «вселенские вещи».Понятные умозрительному уму обозначения, определения и категории в один миг становятся условными.Таково ощущение чистой дей-ствительности вещей,которое буддисты называют «татхатой»,тоесть «Так Присутствую-щим».
Узнав,таким образом,первичный облик мира в переживании чайного действа, мы пере-стаем воспринимать явления в контексте их смысловой принадлежности.Мы способны те-перь читать в них события всеобщей мировой деятельности,которая из тайного первона-чала развергает вовне метаморфозы бесчисленных вещей.Все эти вещи неутомимо пере-текают друг в друга и так же неутомимо меняют свой облик.Путь безупречной чайной пра-ктики помогает нам осознать их непостоянство и глубинную бессущностность.Так,преодо-левая границы наших относительных представлений о мире,мы однажды сумеем совсем другими глазами увидеть истину нашего происхождения в этой безличной Вселенной.
Буддийские корни.
Познание вкуса чая можно уподобить познанию вкуса самого Мироздания.Через пости-жение его тончайших оттенков постигается вся совокупность явлений.Все эти явления пре-дставляют собой неразрывное единство,но в то же самое время наделены свойствами единичностей.Каждое явление,каждая вещь полностью пусты,тоесть лишены собственно-го содержания.
Искусство употребления чая,приостанавливая активность ума,дает нам погрузиться в эту пустоту.Но подобная пустота вовсе не является безжизненной.Она постоянно движет-ся,изменяется и совершенствуется.Даосы называли ее У-Цзи,Отсутствие Предела.Это зна-чит,что прекращая разграничивающую работу сознания,мы попадаем в пространство нео-формленных вещей,которые еще не успели разделиться на свои противоположности по признакам инь-ян.Соответственно и озарение,переживаемое сознанием в опыте чайного действа исследует эту беспредметную область до-форменного,где все явления еще нахо-дятся в качестве семян бытия.Отсюда происходит и та важность деталей и элементов чае-пития,выстраивающих единую линию концентрации на происходящем действе.Правиль-но организованный процесс чаепития,так же как и медитация,неуклонно разворачивает сознание человека к собственной первоприроде.
Как уже отмечалось,многие просветленные даосы и буддисты уравнивали чайное дейс-тво с высшими практиками медитативного совершенствования.И там,и тут интуитивное движение в сторону своего подлинного «Я» вело к утрате ценности всего личного и инди-видуального.Человек освобождался от самой главной своей иллюзии:обособленности от существования других людей и явлений.Традиция чань-буддизма,широко распространи-вшаяся по всему Китаю в эпоху Тан делала акцент именно на борьбе с заблуждениями ума.Искусство чаепития столь сильно расширило созерцательную деятельность последо-вателей Дхармы,что возникло знаменитое утверждение: «чань и чай имеют один и тот же вкус».Легенда даже связала происхождение чая с образом первопатриарха Бодхидхар-мы,тогда как в отдельных преданиях чайную практику возводили к самому Будде Шакь-ямуни.
Однородность чайного действа и способов прозрения сердца в буддизме не раз нагляд-но демонстрировалась многими известными учителями.Усиливая друг друга,эти формы духовной практики подчас принимали интересные соотношения.Здесь можно вспомнить урок наставника Чжао-чжоу,который он однажды дал своим последователям.
В монастырь прибыл издалека новый монах и учитель встретил его вопросом:
«Скажи мне,был ли ты здесь раньше?»
«Нет,-ответил монах,-никогда.
«Тогда выпей чаю,»-напутствовал мастер.
Но когда вслед за первым монахом в монастырь постучался второй,Чжао-чжоу и к нему обратился с тем же вопросом:
«Был ли ты здесь раньше?»
«Да,-сказал монах,-мне как-то приходилось бывать в вашей обители».
«Монах,-позвал Чжао-чжоу,-выпей чаю».
К мастеру подошел озадаченный вэйна,наставник практики и нерешительно спросил:
«Почему вы,Учитель,советуете выпить чаю и тому монаху,что у нас никогда не был,и то-му,кто уже обращался сюда за наставлениями?»
«Наставник,-обратился к нему Чжао-чжоу,-выпей чаю».
Такова не понятая многими проповедь легендарного мастера.Она посвящена опыту прямого соприкосновения с миром.Когда мы опознаем наш опыт чаепития как явление безусловной реальности,весь Путь вещей пребывает с нами и в нас.Он проявлен в каждом нашем движении,в каждом глотке напитка,обращающего нас к сокровенности бытия.Этот опыт соединяет нас с вечностью через наши тело,ум и чувства.Мы встречаем самих себя во всех оттенках вкуса терпкой и душистой истины.Стоит лишь нам оказаться в этом сре-доточии чайного самадхи,как сразу же вокруг нас оживают деревья,травы и облака.Ожи-вает струящийся воздух и сама чайная утварь.Теперь все лики Вселенной,свободные от имен,обращаются к нам напрямую,чтобы раскрыть древние тайны жизни.Какая еще исти-на нужна нам,если мы уже проникли в нее всем своим естеством,испив до дна великое Мироздание?
Культура буддийского чаепития:форма и содержание.
Чайная комната всегда присутствовала в каждом чань-буддийском монастыре.Какие бы трудности не переживала монашеская община,приготовление и употребление чая не пре-кращалось ни при каких обстоятельствах.В обители могло не хватать зерна или масла,но чай неизменно оставался обязательным атрибутом повседневной жизни монаха и коли-чество его,необходимое для нужд братии,никогда не сокращалось.В этом состояло непре-ложное монастырское правило.
Точно также важной обязанностью монахов и их наставников являлся сам процесс при-готовления чая:сбор чайных листьев,их просушка и обжаривание.Знаменитый наставник Гуйшань в своем монастыре придавал особое значение этой практике,которая сама по се-бе превращалась в сосредоточенный труд по взращиванию беспристрастного ума.По за-вершении этих работ мастер обычно подводил итоги,чтобы каждый ученик мог лучше осознать важность пережитых моментов озарения.
Нередко и чаепитие становилось пространством практической дискуссии о прозрении изначального сердца.Большой известностью пользовалась чайная бесседа наставников Вэнь-шу и У-чэ,которая быстро превратилась в предмет многочисленных обсуждений.
Вэнь-шу,подняв перед собой чашку с чаем сказал,разглядывая ее изысканный орна-мент:
«Неужели на юге тоже есть Это?»
«Нет,-уверенно ответил ему У-чэ.
«Тогда из чего они там пьют чай?»-спросил Вэнь-шу.
Позднее,возвращаясь к этой теме со своими учениками,мастер Дуншань Лян-цзе прокомментировал ее так:
«Оставив на миг «Да» и «Нет» в стороне,могу ли я взять Это?»
Несмотря на несколько уровней смысла этой истории,здесь заметен мотив обращения учителя Вэнь-шу к вопросу одухотворенности жителей крайнего юга Китая.Вопрос состоял в том,обладают ли южане в своей основе природой Будды и если да,то в какой форме они ее используют.
Связи центральных районов Поднебесной с южными областями были очень слабы и ко-ренные ханьцы подчас имели весьма смутное представление о нравах и культурном об-лике жителей таких мест,как Гуанчжоу или,тем более,Юньнань.Но даже в Юньнани изда-вна существовала традиция приготовления и использования чая,причем в соответствии с буддийскими канонами.Не обладая прочными культурными контактами с Центральным Китаем,юньнаньцы отнюдь не были обделены знанием о Законе Будды и сопутствующих ему практиках.Они получали духовную поддержку напрямую из Индии и с острова Шри-Ланка,на котором и был когда-то составлен знаменитый Палийский Канон учения (Три-питака). Один из текстов канона «Предопределение Будды Шакьямуни»,повествует о том,как Будда передал мудрецам из народности тай(одна из ведущих этнических ветвей Юньнани), секреты использования чайного листа.Также он обучил их способам культива-ции чайного дерева и изготовления чая из растительного сырья.Таким образом,задолго до эпохи Тан народности Юньнаня уже обладали сложившимися знаниями о чае и владе-ли методами его производства.Данный факт подтверждали и китайцы,посещавшие эти отдаленные области.
И всеже,детально разработанная чайная церемония,прояснявшая основные принципы учения о Дхарме имела своей отправной точкой Центральный Китай.Именно здесь сфор-мировалась удивительная культура постижения истины Пути через особый ритуал обра-щения с чаем.Каждый элемент этого духовного действа был выверен с безупречной точ-ностью и обладал чертами абсолютного совершенства.
Так проведение самой церемонии чаепития предусматривало необходимое сочетание четырех правил:простоты,покоя,чистоты и свободы от мыслей.Эти качества должны были вывести обращение с чайным напитком,утварью и всем окружением в область священно-действия.Ритуал,как правило,предваряла проповедь «О девяти принципах сосредоточе-ния и концентрации Дамо и тридцати шести секретах овладения приемами созерцания». Она подготавливала сознание к вхождению в чайное самадхи.Существовало и устное пра-вило,о котором напоминали помощники наставников монастырей.Оно гласило:»Человек должен настроиться на нужный лад и войти в гармонию с чаем,последователи Будды поз-нают истинное путем отрешения от мирских забот».
В обязательном порядке перед чаепитием совершалось омовение рук и лица,что сим-волизировало очищение от всех иллюзий и привязанностей.Церемония нередко сопрово-ждалась храмовой музыкой и использованием благовоний,а проходила она в Зале Бодхи-саттвы Милосердия Гуаньинь.Для монахов,выносивших чайную утварь,была специально разработана так называемая «лотосовая поступь»,сочетавшая воздушность и,в то же вре-мя,уверенность движений.Лотос традиционно считался образом пробужденного ума,всту-пившего в нирвану.
Процедура подношения чая участникам церемонии включала несколько ступеней.Сна-чала чай преподносили Будде Шакьямуни,потом Небу и Земле и,наконец,наставнику мо-настыря.Только потом все остальные монахи,располагавшиеся на специальных подушеч-ках для созерцания,могли приобщиться к священному напитку.Все происходящее было пронизано духом глубокого умиротворения и готовностью воспринять откровение исти-ны.Так достигалось вступление в Праджняпарамиту,тоесть переход на Другой Берег Суще-ствования,где все вещи и явления представали в своем незамутненном облике.
Даосские корни.
Даосская традиция отправной точкой чайного действа сделала иероглиф Му (Дерево). Это означало,что сущность чайного процесса на уровне первопринципа есть произраста-ние жизненного пространства человека из семян Отсутствующего Предела.Таким же об-разом осуществлялось вызревание до-форменного бытия вещей без облика в мир форм и явлений.
Эволюция дерева проходит несколько основных фаз:зарождение,проявленность в фор-ме,становление и изменение.Так происходит постоянное движение изнутри наружу. По-добно дереву,человек в процессе чаепития раскрывается целиком,расширяет свое внут-реннее пространство и проявляет свою первооснову.Чайное действо позволяет созерцать поэтапное оформление жизненности всех мировых вещей.Мы видим как из неясных ис-истоков совершается преобразование элементов бытия и обретение ими различных обли-чий.Мы открыты для того,чтобы воспринять расцвет жизненного начала каждого из них.
Даосская чайная традиция учила внимательности сознания.Через нее человек мог изу-чить все оттенки мировой динамики вещей.Подобно работе с созерцательной практикой «Улун си шуй» (Дракон резвится в воде),в которой участник чайного действа наблюдал метаморфозы перемещения чаинок в густом настое и тем самым познавал путь малень-ких частиц жизни в безмерном океане существования,происходило совершенствование осознанности мира,не упускающей никаких деталей.Но основная задача чайного пути в даосизме простиралась дальше.Человек был призван стать не только созерцателем,а уча-стником этого удивительного действа,где постоянно идет раскрытие ростков Вселенной в форме,цвете и запахе.Следовало понять,что человек также составляет весь ход мировых явлений,поскольку является неотделимым от них.Единство природы человека и мира поз-воляет ему сочетать в себе все вещи Вселенной в целом и являться каждой из них в отде-льности.
Так наряду с внутренней алхимией(Нэйдань) чайное искусство стало важным приклад-ным методом Пути.Иллюстрируя учение Чжуан-цзы о взаимосвязанности вещей,оно раск-рывало даосскому адепту секреты проявления внутренного во внешнем,как то разверты-вание Мироздания в самом акте чаепития,и внешнего во внутреннем:совершение чай-ного действия внутри пространства бытия.Эти два аспекта познания сделались ключевым содержанием даосской чайной культуры.
Непосредственно обычай пить чай в Китае возникает одновременно с развитием дао-сизма и теоретическим оформлением его отправных идей.Этот драматичный период ки-тайской истории получил название Чжань-го,Эпоха Воюющих Царств.Подчинив огнем и мечом все близлежащие государства,император первой всекитайской империи Цинь Ши Хуан разделил их на 36 округов.В число этих округов вошли юго-западные области Ба и Шу (современная провинция Сычуань),где издавна существовала традиция приготовле-ния и употребления чая.От этих «варварских»,по меркам китайцев,народностей чайная культура распространилась по всей территории Цинь.
Это было то самое время,которое осталось в памяти жителей Поднебесной как «смут-ное» или «лихое».Бесконечные войны сотрясали страну,унося жизни десятков и сотен ты-сяч людей.Вслед за беспощадными битвами пришел период жестокого правления перво-го циньского династа.Но именно отсутствие стабильности и полная непредсказуемость жизни дала тот толчок,который привел к коренному преобразованию человеческого соз-нания.По существу,даосизм стал формой противодействия давлению внешнего мира.Его идеи встали преградой для всех разрушительных процессов существования,поскольку то-лько внутри себя человек мог найти объяснение всеобщим переменам и осознать их без-личный характер.Из бездны социального хаоса разродилось учение о Срединности и Гар-монии.Появились каноны «Дао дэ Цзин» и «Чжуан Цзы»,заложив фундамент Школы Чис-той Бесседы.
Учитывая изменение мировоззрения китайцев под влиянием даосских принципов не-деяния и вселенского равновесия,можно понять,что заимствование чайного обычая легло на подготовленную почву.Сам опыт чаепития,как события,умиротворяющего дух,удачно вписывался в контекст новой системы взаимоотношений человека и мира.
Воспитанное даосизмом стремление к чистой безмятежности сердца сразу же получало дополнительную подпитку.Чайная практика оказалась способной углубить созерцание пе-рвоистока вещей,сделать сосредоточение сознания на Пути более сфокусированным.Впо-лне вероятно,что многие даосские адепты циньской и последующих эпох придавали ей серьезное значение,как например маошаньский патриарх Тао Хунцзин,отмечавший в сво-их записях важность употребления чая.
Не случайно именно в даосской среде возникло предание,мифологизирующее историю происхождения чая.В ней говорилось,что наряду с зачатками сельского хозяйства чайное искусство преподнес в дар человечеству легендарный Божественный Земледелец Шэнь Нун,один из трех первопредков китайской нации.Шэнь Нун неутомимо исследовал свой организм путем воздействия на него различных растений.Он обобщил свой опыт,система-тизировав знания о полезных и вредоносных свойствах растительного мира.Среди всех открытий этот совершенномудрый правитель древности особо выделял чай.А поскольку образ Шэнь Нуна являлся одним из наиболее почитаемых в даосской традиции, к его на-следию всегда относились с большой внимательностью.Возможно,сам поздний символ растения или дерева,обозначающий сущность чая,был связан именно с Шэнь Нуном и должен был служить о нем постоянным напоминанием.
Разновидности чайной практики созерцания.
Чайную практику созерцания условно можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешнее созерцание больше согласуется с буддийской традицией.В этом подходе осуще-ствляется последовательное изучение всех мельчайших элементов (дхарм) окружающего мира с тем,чтобы обнаружить собственную включенность в их поток и проследить все ни-ти своего с ними взаимодействия.Внешнее здесь становится однородным внутреннему и человек устраняет ложную проекцию ума на вещи,как на предметы.Двигаясь к прозрению первоосновы явлений,он постигает бессущностность всего существующего.Отныне глубо-кое осознание своей неразделенности с миром становится новым содержанием сознания практикующего.
В соответствии с этим,буддийский метод чайного созерцания предполагает абсолютную поглощенность каждым этапом чайной церемонии.Эти этапы следующие:
1.»Цзинь фо линь фань»(Золотой Будда спускается на землю)-омовение заварочного чай-ника и чашки.
2.»Инь хэ ло тянь»(Серебрянная река появляется на небе)-заполнение горячей водой за-варочного чайника с засыпанным чаем.
3.»Цин фэн фу мянь»(Освежающий ветерок овевает лицо)-созерцание возникающей пе-ны на поверхности чайного настоя.
4.»Пу цзян гань линь»(Повсюду ниспослан благодатный дождь)-разлив первой заварки в чашку.
5.»Цзин пин ди шуй»(Капли воды из кувшина для омовения)-сливание в чашку остатка настоя по капле.Это делается для спасения всех живых существ и во славу бодхисаттвы Гу-анъинь.
6.»Тао жань цинь фан»(Опьяняющий аромат,проникающий в душу)-вдыхание аромата чая,прямое ощущение его духа.
7.»Цзянь шан тан сэ»(Оценка цветовой гаммы чайного настоя)-изучение всех мельчайших оттенков цвета настоя.
8.»Чу пинь ци мин»(Первая проба чудесного чая)-первый медленный глоток напитка.
9.»Чо ку янь гань»(Горечь,превращающаяся в сладость)-осознание сладости вкусовых от-тенков после первоначальной горечи.Эта фаза действа соответствует буддийскому осво-бождению от страданий мира через познание их иллюзорности.
10.»Линь у янь юнь»(Постижение изысканного благозвучия гор и скал)-распознавание не-повторимых особенностей каждой выпитой капли чая.
11.»Се ча цзе юань»(Благодарность за чай и построение гармоничных отношений)-завер-шение процесса чаепития и покидание чайной комнаты в состоянии глубокой умиротво-ренности.
В даосской чайной практике фокус внимания изначально был развернут внутрь.Этому подходу соответствовало известное правило:»Человек есть микрокосм и потому он соде-ржит в себе весь макрокосм,всю Вселенную».Отсюда вытекало руководство к внутренне-му созерцанию:»Не выходя из дверей моего дома я познаю все,существующее на Небе и на Земле».Здесь чайная практика в своем главном аспекте перекликалась с принципами внутренней алхимии,как то изучение процессов организма и установление в нем прави-льных энергетических связей.
Адепт чайного действа внимательно наблюдал за прохождением настоя вдоль центра-льного меридиана тела Жэнь май (Канал Зачатия) и мысленно направлял его в Нижнее Киноварное Поле (Даньтянь),чтобы энергия чая питала основы жизненности (Мин) чело-века.Также в ходе дальнейшей практики выполнялся аналог Малого Небесного Кругово-рота (Сяо Чжоу Тянь),тоесть соединения передне и заднесрединного меридианов.Чтобы осуществить этот метод,тепло только что выпитого чая из живота мысленно переводилось на спину и поднималось до макушки.С макушки оно спускалось до языка,прижатого к вер-хнему небу(Сорочий Мост)и через грудь снова достигало живота.После каждого нового глотка весь цикл повторялся.Регулярная созерцательная работа с чаем усиливала цирку-ляцию энергии-ци и сохраняла как телесную организацию человека,так и качество его соз-нания в гармоничном,сбалансированном состоянии.Так достигалось Гунфу Ча (Чайное ма-стерство).
Развитие чайной культуры в эпоху Тан.
Период широкого распространения чайной традиции в Китае пришелся на годы прав-ления танского императора Сюань-цзуна(712-756).Это было время расцвета учения Бо-дхидхармы о первоначальной природе человека,когда многие духовные стороны пов-седневной жизни чаньских монахов сделались достоянием широкого мира.Точно также монастырская чайная церемония с ее уже сложившимся особым ритуалом получила во-зможность пустить свои корни в социальной среде.Произошло это не без влияния Сюа-ньцзуна,в прошлом-буддийского послушника нескольких чаньских монастырей.
Будущий император прошел долгий и трудный путь к трону.Являясь младшим братом императора Му-цзуна,он вынужден был последовательно уступать право наследования всем его сыновьям:Цзун-цзуну,Вэнь-цзуну и У-цзуну.А после того,как последний из них до смерти избил своего дядю во дворце,Сюнь-цзун решил покинуть столицу и отказаться от светской жизни.Он начал странствовать по стране в поисках смысла жизни.У-цзун устано-вил запрет на все виды буддийского учения,но несмотря на это несостоявшийся импера-тор примкнул к одной из чаньских общин.Возглавлял ее Сян-янь Чжисянь.Именно здесь Сюань-цзун постиг основы древнего Пути,проясняющего человеку истину его нахождения в мире.
Школа Сян-яня принадлежала к ветви Гуй-ян,одному из пяти домов китайского чань.Ее основным принципом было достижение пробуждения через действие и молчание.Обрив голову и приняв обеты послушника Будды,Сюань-цзун вступил во врата традиции велико-го Байчжана.Он трепетно следовал наставлениям и через постоянную практику исследо-вал глубины собственной изначальной природы.Вскоре он достиг в этом серьезных успе-хов.Когда Сюань-цзун сопровождал своего учителя Сян-яня к водопаду в горах Лушань, тот,глядя на пенящиеся волны,задал ему вопрос в стихотворной форме:
«Вода,не зная отдыха,долбит скалу и точит камень.
Видно издалека,как она низвергается с высоты.»
Сюань-цзун понял,что от него требуется продемонстрировать уровень своего духовного понимания.Ответ родился у него мгновенно и он продолжил строки наставника:
«Как можно преградить путь потоку в долине?
Он превратится в волны океана.»
Сян-янь одобрил этот ответ.
Позднее Сюань-цзун продолжил свои странствия по стране,чтобы испытать себя в раз-ных жизненных ситуациях и еще больше углубить свое видение Пути.В это время судьба сталкивала его со многими легендарными учителями чань.Он учился у Ян-цюаня,а также делил келью и настил для медитации с Хуань-бо.Однако Сюань-цзун не успел принять по-лный монашеский сан.Внезапная смерть У-цзуна и отсутствие других претендентов на им-ператорский трон заставили его прибыть в столицу и принять на себя бразды правления Танской империей.
При Сюань-цзуне буддийское учение достигло своего апогея.Сам император продол-жал усердную практику созерцания в своем дворце и всячески способствовал как росту буддийских монастырей,так и внедрению многих норм монастырского уклада в повсед-невную жизнь населения Поднебесной.Среди разновидностей чаньского стяжания Пути значилась и чайная традиция,введенная в обиход монастырей Байчжаном Хуайхаем.В его «Чистых Правилах»,едином монастырском уставе чаньских общин,сбор,приготовление и употребление чая были отнесены к основным занятиям последователей Дхармы.Сюань-цзун хорошо знал это,так как сам прошел через школу Гуй-ян,ведущую свою линию напря-мую от Байчжана.
Согласно «Чистым Правилам» в каждом монастыре назначался человек на должность Ча Тоу (Глава Чая),который отвечал за приготовление чайного напитка для всей общины и его распределение в соответствии с четырьмя ритуальными типами чаепития:чаепитие по случаю светских событий всекитайской важности,чаепитие в честь покровительствующих монастырю мирян и постоянных жертвователей,чаепитие в дни буддийских праздненств и наконец чаепитие в форме индивидуальной практики «малых сидений».Также чаепитие составляло необходимый элемент ритуала по вступлению в должность нового наставника монастыря по созерцанию.Оно сопровождало обращение за проповедью к настоятелю и предшествовало самой проповеди в виде единой чайной церемонии.
Сюань-цзун воспринимал использование чая как одну из разновидностей буддийской традиционной психопрактики,но также осознавал важность ее умиротворяющего характе-ра для мирского населения государства.Гармонизирующий эффект чая мог уравновешива-ть сердца людей,не уверенных в своем будущем.К тому же он был способен объединить различные социальные слои в русле единой эстетической и духовной культуры даже си-льнее,чем даосизм или буддизм.Вот потому трудами императора в восьмом веке употре-бление чая стало действительно всекитайской традицией,связавшей север и юг страны. Сначала эта традиция утвердилась в столичной Чанъани,а потом распространилась на все регионы обширной танской империи.
Лу Юй и Чайный Канон
Эпоха правления одного из преемников Сюань-цзуна Дай Цзуна была отмечена важным событием:появлением Чайного Канона(Ча Цзин),труда,обобщившего и систематизировав-шего все известные на тот момент знания о чае.Время такого сочинения пришло,так как к концу 8 века культура чаепития в Китае окончательно сформировалась во всех своих осно-вных аспектах: техническом,ритуальном и духовном.Необходимым стало подвести под нее прочное теоретическое основание,а также углубить историю,тоесть в характерной для китайцев манере связать появление чайной традиции с первопредками китайской циви-лизации.
Создатель «Ча Цзин» Лу Юй прожил жизнь,полную превратностей судьбы.Ребенком трех лет его нашли чаньские монахи монастыря Цзинлин Лунгайсы.Именно они выбрали ему фамилию Лу,что означало «лебедь»и имя Юй,что означало «оперение».В течении не-скольких лет Лу Юй жил в Лунгайсы,обучаясь у своих первых наставников сидячей меди-тации,знанию основных буддийских сутр,каллиграфии и различным способам приготовле-ния чая.Он готовился со временем принять полные монашеские обеты и посвятить свою жизнь служению Дхарме.
Однако внутренние проблемы назревали в сознании подростка и его мятущаяся душа искала жизненного разнообразия.В тот период он так и не смог найти покой внутри себя. Измученный сомнениями,Лу Юй решил уйти из монастыря и присоединиться к труппе ар-тистов,странствующих по всей стране.Ему было тогда двенадцать лет.Испытания последу-дующих бродячих лет Лу Юй описал позднее в своей автобиографии «Лу вэнъсюэ цзычжу-ань».
В определенный момент Лу Юй стал проявлять всевозможные творческие способности: от актерского мастерства до составления стихов.Этим он обратил на себя внимание губер-натора Тай Шоу,который посоветовал юноше направиться в горы Хумэй-шань для обуче-ния у знаменитого отшельника Чжоу Фуцзи.Там Лу Юй более углубленно освоил основы чань-буддизма,стихосложение и методы использования чая.Только после шести лет стя-жания Пути в горах он вернулся в широкий мир.
В Хубэе Лу Юй свел дружбу с местным чиновником Цуй Гофу.Вместе они много бесседо-вали,обсуждая принципы буддизма,путешествовали,изучая воду разных горных источни-ков и готовили чай.Но уже в 760 г. Лу Юй вновь стал отшельником.Он поселился у реки Тя-оси(округ Хучжоу)в окружении живописных холмов и рощ.Здесь,вволю предаваясь обще-нию с водами и деревьями,Лу Юй осознал значение чайного пути,как одного из способов высвобождения исходной природы человека.Он целыми сутками бродил среди трав и ка-мней и,как в известной проповеди мастера чань Юнь-мэня:»шел на север,юг,запад и вос-ток,молотя палкой по сухим пенькам,сколько душе угодно.»Лу Юй обрел совершенный покой и безмятежность сердца.На реке Тяоси он,подобно мудрецам древности,созерцал первоначало вещей,из которого возникают небо,земля и все явления.Он прозрел великое Неизменное,порождающее бесконечные изменения Вселенной.
Сплетя себе сандалии из лиан,Лу Юй радовался восходу солнца над горизонтом и грус-тил на его закате,купался в холодных ключах вместе с рыбами и беспечно скитался по ле-су,не тревожа ни птиц,ни зверей.Он собирал травы и чайный лист,пробовал воду из раз-ных источников и нараспев декламировал сутры ветру.Именно на берегах Тяоси Лу Юй начал составлять главный труд своей жизни:Чайный Канон.В этой книге он отразил все известные на тот момент способы приготовления чая и разновидности чайного листа. Многие сорта чая были обнаружены самим Лу Юем и подробно описаны.Также были впервые систематизированы районы произростания чая («восемь главных районов»). Лу Юй отразил историю открытия чая,знаменитые сюжеты,связанные с ним,и детально ра-зобрал как виды чаепития,так и формы чайной утвари.
«Ча Цзин» сыграл основную роль при танской и последующих династиях в понимании структуры чая и в практике его использования.Не случайно этот труд фактически сразу получил статус Канона,рекомендованного к изучению наряду с классической литературой. Изучали его не только в миру,но и в даосских и буддийских монастырях.Сам Лу Юй после своей смерти был возведен в ранг чайного божества (ча шэнь),а его изображения сдела-лись неизменным атрибутом всех помещений для чайной церемонии.