Мицзунцюань (Кулак запутанного следа)

Мицзунцюань

(Кулак Запутанного Следа или Лабиринт), известный также как Ян Цинцюань (Кулак Ян Цина)


Согласно преданиям, история этого направления начинается с эпохи Сун (X-XII в.в.) и возводится к легендарному герою Ян Цину, чьи боевые подвиги описаны в классическом романе Ши Найаня «Речные заводи», а также широко распространены по всему Китаю на уровне народных сказаний.
По одним данным Ян Цин был учеником хэбэйского мастера Лу Цзюньи, изучил у него закрытое направление «шэнь-цюань» (Священный Кулак) и уже позже распространил его среди вольного люда в горах Ляньшаньбо, сыграв чем самым заметную роль в знаменитом восстании Сун Цзяна. Согласно другим сведениям Ян Цин учился у бродячего мастера Бань Есяна в провинции Шаньси, где этот стиль стал известен позже под названием Юань хоу-цюань (Кулак Обезьяны).
Так или иначе, но все конкретные указания на распространение Мицзун-цюань, формирование системы обучения и базовой теории данного направления сходятся на имени мастера из Шаньдуна Сун Туна (эпоха Цин). С этого времени начинается разделение на отдельные ветви и подстили.
Сам Сун Тун обучался у мастера Суй Чжоу-чжана и достиг удивительного мастерства, в народе даже возникло выражение «железные ноги Сун Туна». Этот человек и начал первое широкое преподавание стиля, распространяя его в провинции Хэбэй. Ввиду высокой сложности техники, Сун Тун вынужден был разработать всевозможные методики, облегчавшие изучение и разделить стиль на подстили. Из учеников Сун Туна выделились Чэнь Шань, Хо Эньсы, Хун Бин, Ван Цзиу и Цзян Тинцзюй. Каждый из них с течением времени сформировал самостоятельную ветвь Мицзун-цюань, благодаря чему в Китае распространились стили Бафань-цюань (восемь опрокидываний кулака), Мицзун басянь (тайное учение восьми небожителей), Ян Цин шэньчун (Священный удар Ян Цина) и множество других, органично вбиравших в себя методы работы дитан-цюань, фаньцзы, чоцзяо, цзуй-цюань и прочих течений, известных в северных провинциях. В районе тяньцзиня семейную школу мицзун-цюань образовал Хо Эньсы, сын которого Хо Юаньцзя стал впоследствии одной из самых почитаемых фигур в истории китайского ушу. Именно ему приписывается честь создания союза Цзиньу («Чистых боевых искусств».)




Однако несмотря на различия в технических методах и способах тренировки все стили мицзун-цюань следуют одним и тем же базовым принципам и единой теории, которая правда никогда не имела письменной традиции, а преподавалась изустно, от учителя к ученику. Изустными были правила, наставления и речитативы, строго охраняемые от выхода вовне. В этом выразилась суть понимания Мицзун-цюань, переводимого нередко как «Тайное учение» или «Тайное следование». Сама же структура технических действий вытекала из понятия «Триада» (Небо-Человек-Земля), определяя символически местоположение практикующего в пространстве между небесными и земными энергиями, которые необходимо преломлять через себя и черпать в них силу.
Так работа в стихии Неба (Тянь гун) включала всевозможные удары в прыжках, скачкообразные перемещения и напрыгивания на противника, столь характерные для Мицзун-цюань. Стихия Человека (жэнь гун), исходя из срединности положения, отвечала за весь базовый арсенал движений в стойках и позициях с ударами рук и ног. Стихия Земли (Ди гун) представляла работу в падениях, валяниях и разнообразных акробатических действиях с опорой на земную поверхность. Через призму работы с триадой стихий кодифицировались все приемы и правила движений. Сочетание прочной основы и подвижности, текучести выражено в ключевом правиле «твердое и мягкое переливаются друг в друга». Движения гибкие и проворные, но в тоже время шаг твердый, словно пускаешь корни, а стойки прочные, как гора Тайшань. Повышенное внимание к работе поясницы, которая должна быть разработана безупречно. Перемещения должны быть подобны движению волн, работа рук «словно густая сеть жемчужин, переплетающихся вдоль и поперек». Последнее особенно важно, так как стиль базируется на огромном количестве обманных движений. Немало требований относится и к работе взгляда, который должен быть пронзительный, сконцентрированным в одной точке, так как «глаза способствуют работе тела и выходу энергии».



Правило взаимосвязанности действий выражено формулой : «сердце следует мысли, ци толкает силу, глаза следуют руками, корпус следует ногами».


Шесть базовых принципов ведения боя (лю ли):
1) Встречный удар;
2) Быстрый отход с линии атаки;
3) Стремительная атака;
4) Финты;
5) Запутывание;
6) Выведение из равновесия любым способом.
Эти принципы реализуются через девять технических возможностей:
1) Приемы руками (шоу)- все ударные действия, финты, блоки и отводы;
2) Движения ногами (туй) в ударах и блоках;
3) Подсекания ногами;
4) Подкаты;
5) Падения (как с ударами, так и в работе перемещений);
6) Вспрыгивания;
7) Кувырки;
8) Прыжки (удары и передвижения);
9) Метод взгляда.




Все это требует тщательной подготовки тела, подготовки суставов и связок к всесторонним нагрузкам, а потому большое внимание в школе отводится предварительной закалке организма ученика, укреплению покровов тела, достижению хорошей растяжки и прыгучести. Специально тренируются акробатические навыки, а в разделе ин гун (жесткой работы)- невосприимчивость к боли в ударах и падениях.
Программа освоения стиля разбита на степени, каждая из которых содержит в себе логически завершенный материал (жесткий и мягкий цигун, передвижения и связки, таолу без оружия и с оружием, парная работа, а также го шоу (ограниченные поединки)и Сань шоу (свободный бой)).



Некоторые традиционные комплексы (таолу), на которых базируется стиль Запутанного Следа:
1) Гун ли цюань (Кулак результативной силы);
2) Малая форма Феникса;
3) Красный Феникс смотрит на Солнце;
4) Малая форма Тигра;
5) Тигр и лев играют на вершине утеса;
6) Два тигра сражаются у обрыва;
7) Дракон движется в четырех направлениях;
8) Кулак леопарда;
9) Пять тигров от мала до велика;
10) Валяющийся кулак;
11) Тайный след длинного кулака;
12) Нежная ладонь;
13) Восемь изгибов;
14) Кулак высшего достижения;
15) Большая форма Феникса;
16) Семь звезд Большой Медведицы.

С оружием:
1) Копье, разрубающее врата пяти тигров;
2) Шест Архата;
3) Шест стада баранов;
4) Сабля Мин Тана;
5) Меч молодого дракона.