Автор Тема: Конфуцианство: учение Кун Цзы  (Прочитано 4689 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Врата Нефритового Дракона
  • Участник обсуждений
  • *
  • Сообщений: 59
  • Благодарность +2/-0
  • stilted_beetle
    • Просмотр профиля
Конфуцианство: учение Кун Цзы
« : 16 Март 2012, 12:16:41 »
Почти одновременно с философскими книгами Лао Цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящих к родоначальнику другой господствующей религии Китая - Кун Цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция и школа, ведущая от него свое происхождение, коренным образом отличаются от философской системы Лао Цзы. Классические конфуцианские книги распадаются на "Пятикнижие" ("У-цзин") и "Четверокнижие" ("Сы-шу"). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые из них к религии не имеют никакого отношения.


Классическое "Пятикнижие" - еще и сейчас основной канон конфуциан-
ской религии - состоит из следующих сочинений: древнейшая книга -
"И-цзин" ("Книга перемен") - сборник магических формул, заклинаний;
"Шу-цзин" ("Древняя история") - история легендарных императоров;
"Ши-цзин" ("Книга песнопений") - сборник древней поэзии, отчасти кос-
мологического и мифологического содержания (в последней из четырех
частей сборника "Ши-цзин" есть и чисто религиозные песни или гимны,
исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями); "Ли-цзи" ("Книга церемоний") - описание многочисленных церемоний, обрядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение; последняя книга, "Чун-цю" ("Книга весны и осени"), - это хроника одного из китайских княжеств, очень краткая, никаких религиозных элементов не заключающая.


"Сы-шу" ("Четверокнижие") состоит из следующих книг: "Дао-сюе" (Ве-
ликое учение") - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное
по Конфуцию одним из его учеников; "Чжун-юн" ("Книга о середине") -
учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в
крайности; "Лун-юй" - книга изречений и афоризмов Конфуция и его уче-
ников; "Мэн Цзы" - учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.


В чем сущность конфуцианских сочинений? Основное содержание учения
Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это
система политической и частной этики. Конфуций основное внимание направлял на практическую сторону учения. (В отличие от некоторых других легендарных основателей религий, Конфуций является вполне исторической личностью; биография его довольно хорошо известна; он был видным сановником в княжестве Лу (годы жизни, согласно традиции, 551-479 до н. э.). Однако, не все, что приписывается Конфуцию, было написано в действительности им, и из того, что было им написано, далеко не все дошло до нас в первоначальной редакции, но характер этого философа отразился достаточно отчетливо в книгах.) Это система чисто практических норм поведения. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту. Конфуцианство сложилось начиная с Ханьской эпохи (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).


По содержанию своему конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-
родовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво
повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только
строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них был культ предков, который и стал основным содержанием конфуцианского культа.


По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность челове-
ка - это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. В одном из
конфуцианских сочинений говорится: "Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они
больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им,
усопшим, жертвы с (религиозной) торжественностью, - вот пять обязан-
ностей сыновнего благочестия". Итак, главным объектом конфуцианского
культа были духи предков. Но замечательно, что Конфуций требовал, что-
бы совершались обряды и приносились жертвы в честь предков не ради самих духов, не ради того, чтобы удовлетворить их потребности или снискать их милость, а исключительно потому, что обряды эти были установлены с давних времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуция. Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное. Интересно, что на вопрос о том, что такое знание, Конфуций ответил: "Употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и прилично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них отдалении - вот что называется знанием". На вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются, Конфуций ответил: "Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили живым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется необходимости в непременном решении вопроса, а придет время - сам все узнаешь".


Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов (ли).
"Если не соблюдать издревле установленных обрядов, - говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов (в истинном значении этого слова) и разовьется разврат со всеми его преступлениями... уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь - исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия". "Управлять государством без соблюдения ли, - говорится в "Ли-цзи" (древнекитайском трактате о правилах поведения), - это все равно что слепому быть без проводника; все равно что искать чего-либо без свечи в темной комнате. Ли составляют необходимое условие народного существования. Нет ли, то нельзя правильно служить духам земли и неба; нет ли, то нельзя разграничить государя от чиновников, высших от низших (по общественному положению), старших от младших (по возрасту)..."


Учение Конфуция служило этической стороной всякого школьного обра-
зования в средневековом Китае на протяжении столетий. Конфуцианство
привнесло в сознание народов Дальнего Востока незыблемые нравственныенормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Это прежде всего "пять постоянств", или пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так называемые "пять связей":


1) государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения счита-
лись важнейшими в обществе и доминировали над всеми остальными. Безусловная преданностьи верность господину была основой характера "благородного мужа" в конфуцианском понимании;


2) родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались непререкае-
мые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность
детей проявлять сыновнюю почтительность;


3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а обязанности
жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и ведению хозяйства;


4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к
старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мас-
терству;


5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить ха-
рактер искренней и бескорыстной взаимопомощи.


К сожалению, наиболее гуманные конфуцианские заповеди, адресован-
ные "благородным мужам", соблюдались нерегулярно, однако именно они
служили базой нравственного воспитания личности. Положительный герой конфуцианства так же "совершенно мудр", как и его даосский аналог, но воплощает он не тип святого отшельника-аскета, а тип благородного мужа, ученого, чиновника, государственного деятеля, который объединяет в себе "пять добродетелей", скромен и умерен во всем.


Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально-
этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: "Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз".
Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а приемникам - ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и "от сердца к сердцу" по сути дела исключала возможность превратного толкования Учения, тем более что воспользоваться письменными источниками без помощи наставника было совершенно невозможно. Поскольку, согласно канону "пяти связей", отношения старшего и младшего занимали важнейшее место, долг ученика перед наставником и старшими товарищами является пожизненным и неоплатным.


Незыблемость существующего строя - основной принцип конфуцианства.
Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией китайского феодализма. В "Чжун-юн" ("Книге о середине") весь традиционный уклад жизни сведен к "пяти отношениям". Иерархические и патриархальные отношения положены в основу всего.







« Последнее редактирование: 16 Март 2012, 12:18:14 от Сергей »

Оффлайн Beerussanun

  • Участник обсуждений
  • **
  • Сообщений: 2
  • Благодарность +0/-0
    • Просмотр профиля
    • สโบเบท
Re:Конфуцианство: учение Кун Цзы
« Ответ #1 : 20 Август 2018, 11:40:48 »
It is a story that I read and feel that this is a good thing. I have a very good benefit.